Описание
Дживан Гаспарян родился в 1928 году в деревне Солаг близ Еревана. В возрасте 6 лет он уже начал играть на дудуке. Гаспарян завоевывал Золотые Медали на четырех Международных фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, в которых он участвовал в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. В 1973 году музыкант получил звание народного артиста Армении. Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке.
Дживан Гаспарян гастролировал по Европе, Азии и Америке. Его пластинка с записями самых красивых народных армянских песен и баллад под названием I WILL NOT BE SAD IN THIS WORLD, посвященная памяти жертв землетрясения в Армении, завоевала мировое признание. Дживан Гаспарян - профессор ереванской консерватории, лауреат четырех конкурсов, проводимых под эгидой ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973, 1980 годов).
Гаспарян выступал с Кронос-Квартетом (Kronos Quartet), Венским, Ереванским и Лос-Анжелесским симфоническими оркестрами, работал с такими музыкантами как Лайонел Ричи (Lionel Richy), Брайан Ино (Brian Eno), Питер Гэбриел (Peter Gabriel). Совместно с Майклом Бруком Гаспарян записал альбом "Black Rock". Кроме того, дудук Дживана Гаспаряна можно услышать и на саундтреках многих голливудских блокбастеров, среди которых: РУССКИЙ ДОМ, ВОРОН, КАЛЕНДАРЬ (реж. Атом Эгоян), СЭЙДЖ (Брюс Уиллис, Дензел Вашингтон), ОНЕГИН (Ральф Финнес). Саундтрек к ГЛАДИАТОРУ, также записанный при непосредственном участии Дживана Гаспаряна, получил ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС за лучшую музыку к фильму в 2001 году.
На 7-м стамбульском джазовом фестивале Дживан Гаспарян не был "гвоздем программы". Маэстро Дживан выступал "в комплекте" с турецким перкуссионистом Бурханом Оджалом в концерте известного швейцарского арфиста Андреаса Фолленвайдера. Но многие пришли в этот вечер именно ради Дживана. Чтобы послушать одно единственное соло на тоскующем дудуке, и песню на непонятном древнем языке, едва не провалившие концерт швейцарской звезды. Гаспарян в контексте world-music выглядел растерянно, почти как свадебный чеховский генерал. Слишком уж натурально, без модного нынче в Европе "синтеза искусств" звучал глухой голос, сливаясь и продолжая грустную мелодию, которая не помещалась в весьма приблизительные стандарты этнической музыки "типа того" - приблизительно шотландской, африканской, кельтской etc.