Описание
Региональная группа,объединяющая всех марийцев г. Перми и Пермского края - как учащихся,так и работающих, для знакомства,общения и взаимодействия как в культурно-бытовом,так и в деловом плане!
В Перми существует марийский центр "Памаш" (в переводе на русский "Родник") создан в 2003 г. по инициативе марийцев г.Перми при поддержке администрации Пермской области, администрации г.Перми, деятельность ведет на основе Устава центра. Центр объединил марийцев из районов компактного проживания регионов: Кировской, Нижегородской, Свердловской областях, а также в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и в Пермском крае.
Главная цель центра: сохранение и развитие языка, национальной традиции, самобытности и культурного наследия марийского народа.
Этническая история марийцев Прикамья
Первоначально марийцы проникли в Камско-Вятское междуречье, а затем – в Закамье и Приуралье. Начало массовой миграции марийцев в Приуралье, в том числе в районы Южного Прикамья, приходится на вторую половину XVI в. В писцовых книгах М. Кайсарова 1623–1624 гг. уже зафиксировано марийское население – "4 юрта марийских" – в Сылвенско-Иренском поречье. В последующее время численность их увеличивалась. В 1678–1679 годах в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением 311 человек. Материалы переписных книг Кунгурского уезда за 1704 г. дают представление о численности и расселении марийцев в Сылвенско-Иренском поречье и путях их миграции из Среднего Поволжья.
В 1704 г. в Кунгурском уезде насчитывалось 213 марийских семей, которые проживали в 19 деревнях с исключительно марийским населением и в 4 деревнях – со смешанным населением. Из поселенцев 41 человек были уроженцами Казанского уезда, 25 – Уфимского, по одному – Уржумского, Чайшурского и Чердынского, 144 – Кунгурского, причем 114 человек проживали в своих родных деревнях Кунгурского уезда. Эти сведения позволяют предполагать, что к концу XVII века в Кунгурском уезде уже имелось значительное марийское население и заселение уезда марийцами продолжалось. Формирование там населения происходило за счет переселенцев из двух районов: Среднего Поволжья (основной этнической территории марийцев) и Уфимского уезда (территория современной Республики Башкортостан), который в этот период также активно осваивается марийцами – переселенцами с Поволжья. Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине XVIII в. Документы XVII – начала XVIII в. отмечают деревни марийцев, сохранившиеся и в настоящее время: Тебеняки, Красный Луг, Каменка. Среди жителей этих деревень до сих пор можно услышать предания, рассказывающие о появлении марийцев на пермских землях.
Группу марийцев, сложившуюся в верховьях реки Сылвы, принято называть сылвенскими марийцами. До 1780-х гг. большинство марийских деревень современного Пермского края относились к Кунгурскому уезду, что закрепилось в одном из названий этой группы пермских марийцев – кунгурские марийцы. Позднее большая часть этих деревень отошла к Красноуфимскому уезду.
В Октябрьском районе Пермского края по реке Сарсу располагается марийская деревня Тляково. По сохранившемуся преданию, она возникла в конце XVIII века.
Марийцы в Прикамье компактно проживают еще в двух деревнях Южного Прикамья, основанных на рубеже XIX–XX вв., – деревне Баймурзино Октябрьского района и деревне Текловка Чернушинского района. Первопоселенцами в них были выходцы из северных районов Башкортостана.
Марийцы Пермского края не представляют собой единой этнографической группы, причинами чего послужили сложная история формирования, расселенность несколькими ареалами, исторические связи с разными территориями. Восточные марийцы Приуралья и Урала разделяются на несколько групп, в том числе выделяются уральские марийцы – марийцы Свердловской области и Пермского края, расселенные по реке Сылве и в верховьях реки Уфы. Уральские марийцы, в свою очередь, подразделяются на сылвенских и уфимских (или верхнеуфимс